24 января 2013

Перебираем моторы питбайков

Популярность питбайков в России растет. И хотя дилеры предлагают немало моделей, различающихся рамой, обвесом и рабочим объемом двигателя, все их моторы имеют общего прародителя — Honda Cub. Моторы славятся надежностью, не ремонтировать их все же приходится — от случайности вроде пробитого камнем картера, разрушенного гидроударом поршня или погнутого при падении вала КП никто не застрахован. Надеемся, подробное описание переборки и регулировки этих двигателей пригодится владельцам питбайков — как настоящим, так и будущим.

Перебираем моторы питбайков

Часть операций можно провести не снимая двигатель с мотоцикла. К ним относятся реглировка зазоров ГРМ, снятие генератора и сцепления, головки цилиндра и самого цилиндра, замена поршня, цепи ГРМ, ее натяжителя. Это удобно тем, что мотоцикл остается на боксовой подставке, которую при демонтаже двигателя так же придется снять.

Двигатели для питбайков, поставляемых в Россию, производят в основном «три китайских кита» — Lifan (маркировка LF), Yinxiang (YX) и Zongshen (ZS). Конструктивно все они схожи, а внешне главное их отличие лишь в форме крышек на головке цилиндра. Мы покажем принципы работы на примере двух двигателей — YX160 (161 см. куб.) и ZS150 (150 см. куб.). Для наглядности мы снимем двигатель с мотоцикла, хотя часть операций можно произвести на установленном агрегате.

Перебираем моторы питбайков
Для начала хорошенько отмываем двигатель от грязи (при мойке под давлением заматываем воздушный фильтр пластиковым пакетом). Сливаем масло. Отсоединяем бензопровод (удобнее от бака; не потеряйте проволочный зажим!). Открутив два болта, снимаем карбюратор со сливным шлангом. И, отвернув его верхнюю крышку, вынимаем дроссельную заслонку (она остается на тросе газа). Отвинтив два болта снизу и два по бокам снимаем защиту двигателя.

Перебираем моторы питбайков
Снимаем колпачок со свечи и отворачиваем свечу (ключ «на 16» с резиновой вставкой).

Перебираем моторы питбайков
Чтобы снять цепь, отворачиваем три болта крепления левой крышки двигателя и снимаем ее. Откручиваем два болта крепления ведущей звездочки, повернув фигурную стопорную шайбу, снимаем ее и сдвигаем с вала звездочку с цепью. отвернув болт, снимаем лапку КП.

Перебираем моторы питбайков
Разогнув держатели шлангов маслорадиатора и ослабив их хомуты (возле двигателя), отсоединяем шланги (для удобства работы можно снять и радиатор).

Перебираем моторы питбайков
Двигатель закреплен на трех поперечных болтах (один сверху и два сзади) и четырех нижних — к подставке и раме. Для наглядности места крепежа показаны при снятом моторе. Учтите, когда двигатель снимается вместе с подставкой, нужно позаботиться о поддержке рамы.

При сборке, как правило, понадобиться новый комплект прокладок, а также медных (алюминиевых) шайб.

Перебираем моторы питбайков
Чтобы вынуть нижний поперечный болт, на Kayo придется ослабить винты резиновой накладки маятника и сдвинуть ее наружу. Вынимать мотор лучше с помощником. Одному легче, если байк положить на бок.

Перебираем моторы питбайков
Отворачиваем болты крепления патрубка карбюратора и снимаем патрубок. Откручиваем болты крепления крышек для доступа к клапанам.

Перебираем моторы питбайков
Проверим и запомним положение меток ГРМ. Для этого отворачиваем четыре гайки (YX) или болта (ZS) крепления крышки шестерни распредвала и аккуратно снимаем крышку с прокладкой (картонной или резиновой).

Перебираем моторы питбайков
Совмещаем метки на шестерне с приливом на головке. Маркировка FL (Front Left) находится, как и следует, спереди слева, то есть в положении, при котором оба клапана закрыты (нужное для проверки и регулировки зазоров положение).

Перебираем моторы питбайков
Бывают и другие метки (буквы, ромб и так далее). Если метка не доходит до прилива, прокрутите вал за маховик (ротор генератора). Не забудьте при установке сориентировать шестерню правильно (ее отверстия симметричны и допускают разные положения.)

Перебираем моторы питбайков
Метка «Т» на маховике при этом должна находиться напротив выреза в верхней части левой половины картера.

Перебираем моторы питбайков
Отворачиваем штуцеры масляной магистрали и снимаем ее.

Перебираем моторы питбайков
Отворачиваем два болта крепления шестерни распредвала.

Перебираем моторы питбайков
Отворачиваем два болта крепления натяжителя цепи и вынимаем натяжитель (при этом его шток должен выдвинуться до упора).

Перебираем моторы питбайков
Вынимаем шестерню, придерживая цепь. Если полностью разбирать двигатель не нужно, зафиксируем цепь проволокой.

Удобнее перебирать двигатель вдвоем, но, в принципе, можно обойтись и одному, но в таком случае его придется закрепить на станине (ее нетрудно сделать из стальных профилей), лучше поворотной. Для полной переборки двигателя (что практически никогда не требуется) понадобиться 4-5 часов.

Перебираем моторы питбайков
Отворачиваем четыре колпачковых гайки и два болта (под снятой крышкой ГРМ) крепления головки цилиндра.

Перебираем моторы питбайков
Снимаем головку цилиндра. Ее разборка показана ниже. Снимаем металлическую прокладку, оставшуюся на цилиндре.

Перебираем моторы питбайков
Вынимаем успокоитель цепи…

Перебираем моторы питбайков
… и снимаем цилиндр. При необходимости, вначале осторожно отделяем его прокладку, чтобы не повредить ее.

Перебираем моторы питбайков
Чтобы снять поршень, поддеваем отверткой и снимаем тонкими пассатижами стопорное кольцо, после чего извлекаем поршневой палец (напроход).

Перебираем моторы питбайков
Поршень, палец и шатун подобраны по зазорам. При замене деталей обращайте внимание на цветовую маркировку.

Перебираем моторы питбайков
Кольца снимаем, осторожно разведя концы пальцами. Чтобы не поцарапать цилиндр при снятии-установке, стоит передвигать их по плоскостям латуни, пластика (от бутылки), в крайнем случае можно использовать тонкий нож.

Перебираем моторы питбайков
Снятые кольца. Маслосъемное состоит из двух тонких колец и пружинного расширителя. При сборке его укладывают первым, поскольку «пружинка» имеет выступы, которые упираются в тонкие кольца и не дают ей вылезти за диаметр этих колец.

Перебираем моторы питбайков
Также при сборке обращайте внимание на ориентацию поршня. Большая выемка под клапан (маркировка IN) должна соответствовать впуску (смотрит вверх), малая (EX) — выпуску (смотрит вниз).

Для полной разборки требуется специнструмент. Однако мы покажем, чем можно заменить большинство приспособлений без вреда для дела. Единственное, что точно стоит приобрести — это съемник ротора генератора (маховика), причем следует обратить внимание на направление резьбы на роторе — встречается как правая, так и левая.

Перебираем моторы питбайков
Если мы разбираем двигатель не на станине, удобнее сначала отвернуть болты, стягивающие половинки картера.

Перебираем моторы питбайков
Чтобы не перепутать их, используйте резиновый ремень с отверстиями.

Перебираем моторы питбайков
Отворачиваем болты крепления правой крышки (два болта в кружочке отворачиваем только, если требуется снять масляный фильтр)…

Перебираем моторы питбайков
… и снимаем ее. Не потеряйте шайбу вала кикстартера!

Перебираем моторы питбайков
Вынимаем подшипник выжима сцепления и, отвернув четыре болта…

Перебираем моторы питбайков
… снимаем опорную пластину и вынимаем четыре пружины.

Перебираем моторы питбайков
Разогнув стопорные усики гайки корзины сцепления, специальным приспособлением и пневмогайковертом отворачиваем ее.

Перебираем моторы питбайков
Если такого ключа нет, можно воспользоваться рожковым «на 17» с узкими губами, зажав его большим разводным ключом. (в крайнем случае аккуратно использовать зубило и молоток — прим. «Мой Питбайк»)

Перебираем моторы питбайков
Валы от проворачивания удобно зафиксировать универсальным алюминиевым стопором шестерен (копеечный тройник тормозной системы «Жигулей»).

Перебираем моторы питбайков
Из отверстия коленвала вынимаем деталь масляной системы (ZS150, у YX160 такой детали нет).

Перебираем моторы питбайков
Перебираем моторы питбайков
Перебираем моторы питбайков
Снимаем барабан, диски и корзину сцепления, обращая внимание на положение шайб (out side — этой стороной наружу).

Крепеж желательно складывать в отдельные, прочно закрывающиеся (!) баночки в соответствии с теми узлами, которые разбираем. Для фиксации винтов в крышках или шайб и шестерен на валах пригодятся резиновые колечки, которые легко нарезать из автомобильных или мотоциклетных камер.

Перебираем моторы питбайков
Снимаем втулку корзины сцепления.

Перебираем моторы питбайков
Гайку коленвала можно отвернуть и большими щипцами. Под ней — коническая шайба (маркировка наружной стороны — out side). Вал от проворачивания фиксируем за ротор генератора (см. ниже).

Перебираем моторы питбайков
Снимаем с вала ведущую шестерню моторной передачи и привода масляного насоса (под ней).

Перебираем моторы питбайков
Снимаем стопорные кольца паразитной шестерни (на валу КП) и шестерни кикстартера, снимаем и сами шестерни с шайбами.

Перебираем моторы питбайков
Слегка обстучав резиновым молотком половинки картера, слегка раздвигаем их. Далее, слегка повернув вал кикстартера, проводим упор храповика через паз в отливке…

Перебираем моторы питбайков
… и, отведя пальцами рычаги переключения и фиксатора копирного вала, снимаем правую половину картера.

Перебираем моторы питбайков
Сняты шестерни, шайбы и стопорные кольца. Чтобы шайба на конце вала не потерялась, фиксируем ее резиновым кольцом.

Перебираем моторы питбайков
Выведя из зацепления ус пружины, вынимаем вал кикстартера.

Перебираем моторы питбайков
Если нет фиксатора ротора, чтобы отвернуть гайку, фиксируем его, вставив в окошко ключ или подходящий болт под ключ. Так же поступаем при затяжке (на фото). Осторожно, длинный болт может повредить статор! Впрочем, пневмо- или электроинструментом гайку можно отвернуть и так.

Перебираем моторы питбайков
Чтобы снять ротор, понадобится центральный винтовой съемник. Внимание, у наших двигателей резьба под него — левая, но встречается и наоборот.

Перебираем моторы питбайков
Статор крепится двумя винтами. Как и его основание.

Выставляя метки ГРМ при сборке мотора, вначале сориентируйте распредвал так, чтобы оба клапана были закрыты, и не сдвигайте его, пока точно не наденете цепь на обе шестерни, поставив поршень в ВМТ (по метке на маховике). Положение ВМТ можно проверить отверткой и через отверстие для свечи, слегка поворачивая коленвал за маховик.

Перебираем моторы питбайков
Если необходимо извлечь планку натяжителя цепи, придется снять и основание статора.

Перебираем моторы питбайков
Как только ротор снят, можно вынуть коленчатый вал в сборе с подшипниками.

Перебираем моторы питбайков
Без необходимости валы КП лучше не вынимать, подстраховать детали от выпадения резиновыми кольцами.

Перебираем моторы питбайков
Вынуть валы можно в сборе. Для этого…

Перебираем моторы питбайков
… поддев заглушку болта крепления копирного вала отверткой, вытаскиваем ее…

Перебираем моторы питбайков
… и выкручиваем болт.

Перебираем моторы питбайков
Сальники поддеваем отверткой…

Перебираем моторы питбайков
… подшипники выпрессовываем подходящей оправкой.

Перебираем моторы питбайков
Однако, чтобы выпрессовать этот подшипник, понадобится съемник. А то и прогрев картера.

Собираем мотор в обратной последовательности. Главное — не спешить, а после сборки убедиться, что все детали нашли свое место. Вот почему чистота и порядок — это половина успеха.

Разборка головки цилиндра

Разборка головки цилиндра
Первым делом стоит измерить клапанные зазоры (на холодных деталях). У двигателя ZS150 они оказались в пределах 0,03-0,05 мм, хотя дилерский центр «Скутер-М», куда мы обратились, рекомендует выставлять 0,12-0,15 для впускных и выпускных клапанов. В принципе, при разборке-сборке зазор не «уходит», поэтому правильную регулировку можно не нарушать. Однако при замене или притирке клапанов и седел регулировка обязательно потребуется.

Разборка головки цилиндра
Размер четырехгранника для регулировки — 3 мм, однако винт при затяжке гайки (ключ «на 9», фото 1) легко удержать тонкими пассатижами.

Разборка головки цилиндра
Силовой отверткой откручиваем винты крепления стопорной пластины.

Разборка головки цилиндра
Сняв пластину…

Разборка головки цилиндра
… вынимаем полые оси кулачков…

Разборка головки цилиндра
… и сами кулачки. Не путаем детали (чтобы сохранить регулировки)! Распредвал вращается в двух подшипниках, плотно посаженных в головку.

Разборка головки цилиндра
Подложив под головку цилиндра со стороны клапанов брусок из дерева или мягкого металла (чтобы он упирался в клапан), надавливаем на тарелку пружины клапана отверткой или рожковым ключом и тонкой отверткой (или магнитом) подцепляем сухари клапана и вынимаем их.

Разборка головки цилиндра
Вынимаем тарелку пружины, две пружины и клапан. Обратите внимание: клапаны и пружины разные. Впускной — больше, а его наружная пружина на ZS150 маркирована желтым. При снятии и установке будьте осторожны — не повредите сальники клапанов (при сборке обильно смажьте детали маслом).

Моменты затяжки ответственных соединений:

Гайка крепления головки цилиндра — 10-12 Нм
Болт крепления головки цилиндра — 9 Нм
Гайка крепления ротора генератора — 41 Нм
Гайка крепления корзины сцепления — 42 Нм

О чем стоит помнить при сборке:

  • Не перетянуть крепеж. «Поплывшая» резьба в картере — приговор детали.
  • Не потерять направляющие втулки. Они есть почти на всех сопрягаемых поверхностях отливок.
  • Не забыть загнуть стопорные пластины, закернить буртики, нанести фиксатор резьбы (так, где это требуется, конечно).
  • Правильно установить натяжитель цепи:
    1. Перебираем моторы питбайков
      Вначале нужно выкрутить и вынуть центральный болт с пружиной, полностью утопить шток, установить и притянуть болтами натяжитель...
    2. Перебираем моторы питбайков
      … затем вставить пружинную часть (не потерять маленький упор на конце!) — раздастся щелчок — и только после этого притянуть центральный болт.
  • Наконец, залить масло, прокрутив вал киком, проверить все метки ГРМ, попереключать передачи, убедиться, что сцепление работает и… можно заводить!

Журнал «Мото» 01, 13. Текст Михаила Кофмана и Николая Сазонова.
+5

Комментарии:17

avatar
Красавцы!!! Теперь народ будет знать подробнее! Очень нужная инфа.
avatar
главное, чтобы запчасти всегда в наличии были) особенно в сезон!
avatar
Это всегда пожалуйста. В этом сезоне дифицита не будет и сроки доставки стараемся сделать минимальными.
avatar
  • dicksher
  • 04 февраля 2013, 14:45
  • 0
Парни, эта статья есть на moto-magazine.ru, с качественными фотами: www.moto-magazine.ru/service/workshop/do-vintika-perebiraem-motory-pitaykov/

Читайте на здоровье :)
avatar
  • Linac
  • 11 ноября 2013, 22:35
  • 0
Подскажите где можно найти руководство на двигатель с автоматической КПП.У меня Motoland XR110 с двигателем 1P52FMH-2, спасибо.
avatar
Дай фото двигателя
avatar
avatar
  • Linac
  • 14 ноября 2013, 00:01
  • 0
Вот фото img-fotki.yandex.ru/get/6719/11091169.0/0_d8cb0_34542dbd_L.jpg
img-fotki.yandex.ru/get/9514/11091169.0/0_d8cb1_81cb9d6b_L.jpg
img-fotki.yandex.ru/get/4908/11091169.0/0_d8cb2_d57610a4_L.jpg
img-fotki.yandex.ru/get/9118/11091169.0/0_d8cb3_1015a3d0_L.jpg
img-fotki.yandex.ru/get/4911/11091169.0/0_d8cb4_b4457e31_L.jpg

Во всех руководствах пока находил только обычную коробку с «лапкой». Неужели такой редкий движок?
Кикстартера тоже нет, на месте вала заглушка.
Комментарий отредактирован 2013-11-14 00:04:13 пользователем Linac
avatar
  • pr1me
  • 14 ноября 2013, 13:36
  • 0
Руководство вряд ли может быть для каждого китайского мотора, поскольку по сути они все являются клонами друг друга.
Что именно интересует по двигателю?
avatar
  • Linac
  • 14 ноября 2013, 22:07
  • 0
конткретно интересует как устроена автоматическая коробка передач и сцепление (в магазине сказали что центробежное сцепление, про коробку не знают) я к сожалению успел проехать пока км 40 на нем от магазина до дома, набирает скорость плавно, резво. Естественно разбирать не хочу да инадобности нет, просто очень интересно. Спрашивал в нескольких магазинах (nexus, сколково) там тоже не руководства а продацы не знают. такой же движка на irbis TTR110
Комментарий отредактирован 2013-11-14 22:08:46 пользователем Linac
avatar
Приветствую всех! У меня мотор YX 140, потекло масло из под заглушки отверстия болта который фиксирует копирный вал(извините если неправильно выражаюсь), я выкрутил этот болт и потом опять закрутил, стали вылетать передачи и тд, что я нарушил в коробке? как это устранить, помогите пожалуйста люди добрые, Спасибо.
avatar
Здравствуйте! отличный материал, оч. помог. Разобрал и собрал двигатель ZS 150 с 2-хклапанной головкой YX 160, после сборки остался один болтик с потайной головкой под шестигранник на 4мм и с резьбой на 6мм четыре витка… ПОДСКАЖИТЕ ПЖЛСТ ОТ КУДА ОН МОЖЕТ БЫТЬ???
avatar
  • carbon
  • 17 мая 2015, 22:19
  • 0
салют всем! только что обзавелся немного б\у питбайком кауо 120сс колеса 12\14. мотор внешне как в этой теме выбиты буквы 1Р52FMI -видимо это модель. питу два года внешне сост очень нормальное, видно, что не много ездили. но и необслуживали.предыдущий хозя походу был оторвяга. диски гнутые, половина болтов ослаблены, некоторые резьбы сорваны. сломан один болт на колесе крепящий звезду, так и болтался разбивая резьбу. цепь была растянута, одна колодка на колесе зада была стерта вноль, масло минимум. Но пит ехал и неплохо. На первой передаче были щелчкив районе ведущей звезды. Прежний хозя божился что это от растянутой цепи.Забрали короче.
Сейчас поменял масло, поставил новую 428цепь+новую ведущую толстую звезду. Но щелчки не прошли. Щелчки громкие равномерные, через равное количество времени.когда даешь газу -усиливаются, сбрасываешь-ослабевают, но также присутствуют. Внутри крышки нет никаких повреждений, потертостей, следов обрыва цепи -все как новое.направляющий ролик крутится нормально. Щелчки только на первой передаче.при переключении -пропадают. Сливал масло -следов стружки, аллюминия на дне не обнаружил.
Коробка? что в ней может быть? может так продолжать ездить? или неисправность приведет к цепной реакции?
avatar
Откуда эта черная шпилька где ее место ?
avatar
Откуда эта черная шпилька где ее место?
avatar
  • pr1me
  • 06 мая 2017, 14:31
  • 0
первый раз такую вижу. что за двигатель?
avatar
Zongshen 160
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.